Православный приход Святых равноапостольных Константина и Елены п.Краснооктябрьский (ЛПК) Настоятель иерей Юрий Надюк. - Понятие о праздниках
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Объявления

  • 16 Февраль 2013
  • Воскресная школа
  • 01 Ноябрь 2012
  • В воскресной школе при храме Константина и Елены начинаются занятия по музыке.

    Закон Божий.

    Православные песнопения.

    Русская песня.

    Казачий фольклор.

    Занятия проводятся по Воскресеньям с 12.00 в Воскресной школе.

Все объявления

Понятие о праздниках

Понятие о праздниках

 

Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению Ему: "На всяк день благословлю Тя и восхвалю Имя Твое во веки и в век века"...

Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями.

 Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать наше спасение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о "едином на потребу"), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы.

 Из Священного Писания мы знаем, что праздники – Божие  установление: "Помни день субботний..," гласит 4-я заповедь Божия. В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, чте­нии или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями.

Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования.

 

По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые.

 

Великие праздники

 

 в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в крас­ном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, а именно:

 

1. Рождество Пресвятой Богородицы                 -  8/ 21 сентября

 

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы     - 21 ноября/ 4 декабря

 

3. Благовещение Пресвятой Богородицы           - 25 марта/ 7 апреля

 

4. Рождество Христово                                         - 25 декабря/ 7 января

 

5. Сретение Господне                                           - 2 февраля/ 15 февраля

 

6. Крещение Господне (Богоявление)                 -  6 января/ 19 января

 

7. Преображение Господне                                      -  6 августа/ 19 августа

 

8. За неделю до Пасхи - "Вход Господень Иерусалим" (эта неделя называется Неде­лей Ваий, или Вербным Воскресением).

 

9. В сороковой день по Пасхе (в четверг) -   Вознесение Господне.

 

 10. В 50-й день по Пасхе - (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.

 

 11.Успение Божией Матери                                      - 15/ 28 августа

 

  12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня                                                 - 14/ 27 сентября

(Праздники перечислены по порядку празднуемых событии).

Праздник Пасхи - это "праздников праздник и торжест­во торжеств". Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воск­ресный день после весеннего полнолуния).

 

Великие  недвунадесятые праздники:

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого  -  1/ 14 января

2. Покров Пресвятой Богородицы                -  1/ 14 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи              - 24 июня/ 7 июля

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи      - 29 августа/ 11 сентября

5. Память свв. апостолов Петра и Павла        - 29 июня/ 12 июля

 

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника.

Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднества, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.

Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы                  - 4 дня

2. Введешь во храм Пресвятой Богородицы        - 4 дня

3. Рождество Христово                             - 6 дней

4. Пятидесятница                                      - 6 дней

5. Преображение Господне                       - 7 дней

6. Воздвижение Креста Господня             - 7 дней

7. Крещение Господне                              - 8 дней

8. Вознесение Господне                            - 8 дней

9. Успение Божией Матери                       - 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости

праздника к Великому посту.

 

Последний день праздника называется днем отдания празд­ника. В этот день

святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании

праздника.

Средние праздники

 различаются по двум признакам.

 Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бде­ние

- дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова – 8/ 21 мая и 26 сентября/ 9 октября,  

  -  св. Иоанна Златоуста            13/ 26 ноября,

   - св. Николая Мирликийского – 6/ 19 декабря и 9/ 22 мая,

   - свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 января/ 12 февраля,

 - св. вм. Георгия Победоносца -    23 апреля/ 6 мая и др.

 К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех снятых, мощи которой в нем поко­ятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празд­нуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие пес­нопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется "службой святым с полиелеем".

 

Малые праздники

 

бывают также двух видов:

-  Одни из них обозначаются знаком - три красных точки в красный скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие и вся утреня получает праздничное окон­чание).

- Второго вида малые праздники обозначаются знаком чер­ной скобки с тремя черными точками в середине, что означает "шестиричную службу", т.е.также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на 'Тосподи воззвах" из Минеи.,

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким зна­ком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседнев­ную) службу.

 

По месту празднования праздники разделяются на:

- общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые,

-   местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местнос­ти,

-   храмовые.

 

По времени празднования праздники разделяются на:

-  непод­вижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово - 25 декабря/ 7 января) и

- подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в раз­ные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).

 

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку

 праздники разделяются еще на три раз­ряда:

- праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др. ),

-праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Бого­родицы, Введение Ее во храм и др.)

- в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).


Назад к списку