Объявления
- 16 Февраль 2013
- Воскресная школа
- 01 Ноябрь 2012
В воскресной школе при храме Константина и Елены начинаются занятия по музыке.
Закон Божий.
Православные песнопения.
Русская песня.
Казачий фольклор.
Занятия проводятся по Воскресеньям с 12.00 в Воскресной школе.
Понятие о праздниках
Понятие о праздниках
Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению Ему: "На всяк день благословлю Тя и восхвалю Имя Твое во веки и в век века"...
Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями.
Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать наше спасение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о "едином на потребу"), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы.
Из Священного Писания мы знаем, что праздники – Божие установление: "Помни день субботний..," гласит 4-я заповедь Божия. В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями.
Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования.
По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые.
Великие праздники
в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, а именно:
1. Рождество Пресвятой Богородицы - 8/ 21 сентября
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/ 4 декабря
3. Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/ 7 апреля
4. Рождество Христово - 25 декабря/ 7 января
5. Сретение Господне - 2 февраля/ 15 февраля
6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января/ 19 января
7. Преображение Господне - 6 августа/ 19 августа
8. За неделю до Пасхи - "Вход Господень Иерусалим" (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением).
9. В сороковой день по Пасхе (в четверг) - Вознесение Господне.
10. В 50-й день по Пасхе - (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.
11.Успение Божией Матери - 15/ 28 августа
12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня - 14/ 27 сентября
(Праздники перечислены по порядку празднуемых событии).
Праздник Пасхи - это "праздников праздник и торжество торжеств". Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).
Великие недвунадесятые праздники:
1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого - 1/ 14 января
2. Покров Пресвятой Богородицы - 1/ 14 октября
3. Рождество св. Иоанна Предтечи - 24 июня/ 7 июля
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи - 29 августа/ 11 сентября
5. Память свв. апостолов Петра и Павла - 29 июня/ 12 июля
Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника.
Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднества, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.
Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.
1. Рождество Пресвятой Богородицы - 4 дня
2. Введешь во храм Пресвятой Богородицы - 4 дня
3. Рождество Христово - 6 дней
4. Пятидесятница - 6 дней
5. Преображение Господне - 7 дней
6. Воздвижение Креста Господня - 7 дней
7. Крещение Господне - 8 дней
8. Вознесение Господне - 8 дней
9. Успение Божией Матери - 9 дней
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости
праздника к Великому посту.
Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день
святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании
праздника.
Средние праздники
различаются по двум признакам.
Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение
- дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова – 8/ 21 мая и 26 сентября/ 9 октября,
- св. Иоанна Златоуста – 13/ 26 ноября,
- св. Николая Мирликийского – 6/ 19 декабря и 9/ 22 мая,
- свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 января/ 12 февраля,
- св. вм. Георгия Победоносца - 23 апреля/ 6 мая и др.
К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех снятых, мощи которой в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.
Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется "службой святым с полиелеем".
Малые праздники
бывают также двух видов:
- Одни из них обозначаются знаком - три красных точки в красный скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие и вся утреня получает праздничное окончание).
- Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает "шестиричную службу", т.е.также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на 'Тосподи воззвах" из Минеи.,
Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.
По месту празднования праздники разделяются на:
- общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые,
- местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности,
- храмовые.
По времени празднования праздники разделяются на:
- неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово - 25 декабря/ 7 января) и
- подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).
Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку
праздники разделяются еще на три разряда:
- праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др. ),
-праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.)
- в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).
Назад к списку